ГЛАВНАЯ МЕДИАТЕКА НОВОСТИ КАБИНЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Войти Регистрация

Случайное (?) соседство


В подборке архивных документов о строительстве Исаакиевского собора по какой-то случайности оказалось дело о реставрационных работах в древнем Мцхетском соборе в Грузии. Собор этот не имел никакого отношения ни к Исаакию, ни к петербургской епархии, однако вряд ли мог оказаться в этом окружении случайно. Единственный признак родства – это прохождение документов через Канцеллярию Синода, но мало ли через нее проходило документов? В самом же деле о Мцхетском соборе освещается довольно сложная проблема – восстановление древней живописи, изувеченной при нашествии персидских войск. Отмечается, что эта живопись обветшала настолько, что на ней едва можно распознать лики Христа, византийского императора Константина, а также… изображение Зодиака с обозначением 12 годичных знаков (весьма интересное соседство). Главная же проблема состояла в том, что на всю Грузию не могли отыскать мастера, который бы не только сумел, но и хотя бы рискнуть взяться на восстановление этой живописи. Как известно, тысячелетний собор в Мцхете (Светицховели) благополучно стоит до сих пор и является главным собором всей Грузии, а также памятником Всемирного наследия. Известно, что первозданный облик был возвращен собору лишь 1964—1965 годах, при этом отмечается, что речь идет о восстановлении изображений XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановленых в XIX веке). Более древних росписей не сохранилось.

 

Ф. 797, оп. 13, д.32974

По Архиву №29

Канцеллярии Обер-прокурора

Святейшаго Синода

111 Отделения 2 Стола

№29

Об открытии Богослужения в древнем Мцхетском Соборе в Грузии

Началось 1843 г. 20 окт.

Кончено 1844 г. 11 Окт.

На 14 листах

_______________________________

Стр. 1

№9349

2 октября

Его Сиятельству,

Господину Обер-Прокурору Святейшаго Правительствующаго Синода, Его Императорскаго Величества Генерал-Адъютанту и Кавалеру, Графу Николаю Александровичу Пратасову,

 

Прокурора Грузино-Имеретинской

Синодальной Контроры

Рапорт

Честь имею донести Вашему Сиятельству, что в древнем Мцхетском Соборе Грузии, исправление котораго, начавшееся в 1837 году в следствие указа Святейшаго Синода от 25 Апреля №4950 окончено нынешним летом, открыто Богослужение в первых числах сего Сентября. Открытие происходило, по распоряжении Преосвященнаго Экзарха, без особой Духовной Церемонии.

Прокурор Филипп При…(?)

№210

17 Сентября 1843

Тифлис

С донесением об открытии Богослужения

В Мцхетском Соборе Грузии

______________________________

Стр. 2

10,947/ 13 Нояб.

№5105

В Канцелярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из определения Святейшаго Синода 25 Октября/8 Ноября 1843 года.

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушал рапорт Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, полученный 10го октября, следующаго содержания: Прокурорской Конторы Статский Советник Исмайлов в предложении от 30 минувшаго июля изъяснил, что Архитектор Синодальной Конторы Рипард  доставил ему описание уцелевшей живописи в Мцхетском соборе, сделанное им по поручению Прокурора, во время командировки в Мцхет для снятия чертежей с ветхаго Самтаврскаго (?) Собора. Описание это предложил Синодальной Конторе с  тем, чтобы разсмотрев оное и постановив заключение как поступить с остатками сей древней живописи, дабы с сохранения ея могла быть соблюдена вместе и благовидность во внутренности храма, испросить от Святейшаго Синода разрешение. В описании изъяснено:  на двух из четырех в средине столбах, соединенных арками, на 1м, с Западнаго главнаго входа, стоящем к Северной Стороне, изображены к югу, с низу,  Царь Константин и Царица Елена в коронах, держащие животворящий крест, каждая фигура в вышину 2 ½  аршина. Выше их на сем же столбе, на две сажени вверх разныя изображения, которых по черноте и ветхости ..сбившейся (?) по стенам живописи, ясно разобрать невозможно, разной величины, одно из них больше других, в два аршина величины. На 2 столбе к востоку от предыдущаго, вровень с Константином и Еленою, никакого по симметрии изображения не находится, кроме простой вновь произведенной штукатурки. Выше оной 1е изображение неясно и непонятно по истории; по показанию же Священнослужителей должны быть изображены Савваов, держащий под утробою Младенца Ииисуса Христа. По  четырем углам сей фигуры изображены в разных видах Евангелисты. Выше сей фигуры 2е изображение омовение ног на вечери Спасителем 12ти ученикам своим, а выше сих двух 3е изображение Св. Троицы у дуба Мамврийскаго (?). На арке между сими столбами, возведенной вверх с уступами изображены на двух уступах Пророки, Херувимы и Серафимы, а на третьих живопись никак нельзя разобрать.

К южной стороне с Западнаго входа между двумя столбами построено, для сохранения в памяти места, где найден Св. Ниною хитон Господень, в виде Царскаго трона с балдахином, поддерживаемым четырьмя столбами и с изображением разных фигур и украшений, которых нельзя разобрать. Строение сие произведено кирпичем на га… (?). На 3м столбе, что к югу, с Северной стороны изображены с низу Царь в короне, держащий корону же обоими руками и Каталикос в литре – оную благословляет. Сии фигуры с низу до колен стерты. Сверх сей фигуры изображен в полукруге у лица Христос благословляющий. Сих фигур нельзя исправить по безобразности их. На северовосток к сему столбу приделано седалище Патриарха. В средине сего седалища, к южной стороне, изображена Божия Матерь, держащая младенца Иисуса Христа, и кругом разныя фигуры и украшения. Строение сие старое и безобразное, произведенное кирпичем на га… (?). По правую сторону сего седалища изображены на востоке Царица с короною и молодой Царевич с короною же; фигура сия в 2 ¼ аршина; виды их остались невредимы. К южной стороне, на стене ниже окон, находится изображение Зодиака с обозначением вокруг онаго 12 годичных знаков, на восток сего Зодиака представлено море и на оном разбитые корабли, внизу преставление света и различный народ мужского и женскаго пола до 50 штук, в вышину 2х аршин. К Западной стороне сей фигуры изображены Св. Давид тоже в два арш. высоты. На фигуре сей между прочим видно барабаны, оконечности труб, кувшины, ведомая многими женщина одна, которую держат оне за правую и левую руки, у некоторых из них в руках четки с крестиками, и цари держащие в руках шпаги. Сия фигура вся на пространстве 7 квадр. сажень, к Западной стороне которой сверху замазана одна фигура штукатуркою, более одной квадр. сажени. Вся живопись на сей фигуре обезображена, как видно, войсками Персидскими, при нашествии на Грузию Аги-Магомед Хана, как то выколоты кинжалами глаза, руки, плечи и по всему стану просверлены кинжалами члены и платье. Штукатурка, на которой изображена сия фигура, кажется выпуклою и полагать должно, она отстала от стены. Приделанная около сей фигуры галлерейка (?) на четырех столбах с балдахином, для стояния Царя, заслоняет живопись, которую лучше бы как ни у места стоящую снять. Изображение сие писано, как показывают Священнослужители, назад тому 300 лет. В алтаре изображены по правую и левую стороны, на каждой по 6ть Апостолов в 5 ½ аршин высоты. Из фигур сих большею частию не видно ни лиц, ни рук, ни полнаго платья. Выше их видно только над первыми, со входа в алтарь к Северной и Южной сторонам; трем Апостолам по одному Ангелу, величиною в две сажени. В верху полуциркули алтаря с Востока, изображен Савваов, у коего выколот левый глаз, и прошибена левая щека; из прочих же его членов видны только благословляющая рука и внизу над окном обе ноги с испорченным платьем, а по левую стороны его видны писанныя скрижали; лице, шея и другие члены войсками Аги-Магомед-Хана изстреляны пулями, поделавшими ямки; от сего белая штукатурка безобразит во многих местах эту фигуру. Сия фигура в 6 квадратных сажен. Под самым сводом, пред Господом, изображены на востоке четыре Ангела, которых живопись ясно представляет вид их в полстана. Как все изображение, как сие Архитектор выше сказал, перепорчены, да и самая штукатурка, на которой удержалась живопись, сделалась выпуклою; при том и живопись вообще неправильна, без всякаго искуства и пропорции, то если будет угодно Начальству произвесть новую живопись, надобно будет сделать таковую только на столбах около иконостаса и напротив иконостаса на столбах же между окном и ниже их на Север и на Юг, также в самом алтаре для изображения Бога, Ангелов и Св. Апостолов. Во всех же прочих местах не нужно будет производить живопись, по темносте Собора. По справке оказалось, что исправление Мцхетскаго Собора, кроме живописи в оном, окончена. Контора мнением положила: Уцелевшую в Мцхетском соборе живопись, как памятник древности, оставить и хранить в том положении, как она есть, только для соблюдения благовидности и в отвращение неблагоприличия, произведеннаго Персидскими войсками, половинныя изображения, где как будет можно, окаймить, а прошибы от пуль и кинжалов исправить под общий стиль живописи. Грузино-имеретинская Синодальная Контора, представляя о сем Святейшему Синоду, испрашивает в разрешение указа. Приказали: Признавая основательным мнение Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы об оставлении в Мцхетском Соборе древней живописи в настоящем ея положении, и исправлении, для благовидности, под общий стиль и тех мест, которыя пробиты некогда пулями и кинжалами Персидских войск, - Святейший Синод предоставляет Его Сиятельству Господину Обер-Прокурору Святейшаго Синода Графу Николаю Александровичу Пратасову доложить о сем Государю Императору на Высочайшее благоусмотрение и разрешение; на каковый конец в Канцелярию его Г. Обер-Прокурора передать выписку из сего определения.

12 Ноября 1843

Петр Нестеров (?)

______________________________

Стр.7

Копия

О дозволении исправить древнюю живопись в Мцхетском Соборе в Грузии

20 Ноября 1843

№191

На подлинной рукою Его Сиятельства Господина

Обер-Прокурора Святейшаго Синода написано:

Его Императоскаго Величества собственною рукою

Написано карандешем: «Согласен».

20 Ноября 1843

Граф Пратасов

Подлинную записку принял для хранения Столоначальник Барсов (?)

 

Грузино-Имеретинская Синодальная Контора представляя об окончательном исправлении Мцхетскаго Собора, исправшивает разрешения существующую в оном древнюю живопись оставить в настоящем виде, исправив только оную для благовидности под общий стиль в тех местах, которыя были повреждены при нашествии на Грузию Персидских войск.

Святейший Синод не находит с своей стороны препятствий к приведению в исполнение предположения Конторы, но при сем имея в виду Высочайшее повеление, по коему исправления живописи в древних церквах, не иначе могут быть допускаемы, как с Высочайшаго разрешения, поручил мне всеподданнейше представить о сем предположение на благоусмотрение Вашего Императорскаго Величества и испросить на оное Высочайшее соизволение.

/под:/ Граф Пратасов

Верно: Директор Сербинов (??)

______________________________

Стр.8

№8762

22 Ноября 1843

Св. Синоду

Его Импер. Величество, по всепод. докладу моему Высочайше утвердить соизволил предписать Св. Синоду … древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде, исправить только .. для благовидности … общий стиль в тех местах, которыя повреждены были при нашествии на Грузию персидских войск.

О таковом Высоч. Повелении имею честь предложить Св. Синоду, для зависящаго к исполнению от него распоряжения.

Под:/ Обер Прокурор Граф Пратасов

Директор Франк

_______________________________

Стр. 9

№16792/ 9 Декабря

В Канцеллярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из определения Святейшаго Синода 26 Ноября/ 7 Декабря 1843 года.

№16313

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Обер-Прокурора, Графа Николая Александровича Пратасова, от 22 Ноября за № 8762м, коим объявляет о Высочайше утвержденном предположении Святейшаго Синода к оставлению древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде. Но, по справке, Приказали: о Высочайшем соизволении, воспоследовавшем по предположению Святейшаго Синода на оставление древней живописи в Мцхетском Соборе в настоящем виде и проч, уведомить Грузино-Имеретинскую Синодальную Контору для зависящих к исполнению онаго распоряжений и неотложнаго донесения о том Святейшему Синоду – о чем послать /: и послан от сего Декабря за №16312м,:/ Конторе Указ; а в Канцеллярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода передать, для сведения о том, выписку из определения.

Верно: Секретарь … (?)

8 Декабря 1843

Читал Помощник Секретаря Петр Нестеров

_______________________________

Стр. 10

№10,849/8,54

13 Октября

В Канцеллярию Г. Обер-Прокурора Святейшаго Синода

Выписка из журнала Святейшаго Синода 19го Сентября 1847

№10945

(К указу, - приписано) Святейший Синод слушали рапорт Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, коим на указ Святейшаго Синода от 8го (?) Декабря 1843 года, об исправлении по Высочайшему соизволению дрейвней живописи в Мцхетском Соборе, доносит, что по сему предмету делаему были следующия распоряжения: всех известных в Тифлисе живописцев, контора приглашала к себе (?), предъявляла им описания уцелевшей живописи в Мцхетском Соборе с тем, чтобы потом взять от них отзывы, кто из них и как может исправлять поврежденныя в уцелевшей живописи места с соблюдением общаго стиля оной, составить проект условий для подряда и произвесть между благонадежными из них торги. Из являвшихся живописцев никто не согласился принять на себя подряда, и их них один искуснейший пред другими в живописи Яков Авнатамов (??) отправился в Мцхет и осмотрел уцелевшую живопись; но по возвращении объявил прокурору Конторы, что такового исправления живописи в Мцхетском Соборе взять на подряд нельзя, по невозможности определить количество труда и материалов и предусмотреть успешность в точном исполнении работы; а потому он Авнатамов не иначе согласен приняться за предлагаемые ему дела как из условий платы по денно. Поелику кроме Авнатамова и других явялвшихся в Контору живописцев, в Тифлисе занимаются живописью Священник Иосиф Григорьев, Антон Гогеладзев, Антон Коцоцов и другия; то Синодальная Контора предписывала Протоирею Давиду Месхиеву, чтобы он, собравши их и всех известных живописцев, представил в Контору, в том предположении, что бы, по предъявлении им описания о живописи, предложить, не согласится ли кто из них, или все вместе, взять на подряд возобновление живописи, и тем кто отзовется взять показания; но из являвшихся никто не согласился принять на себя дела сего; два же из них Священник Григорьев и Антон Гагеладзев обяъвляли причины, и именно: во первых потому, что не могут подобрать красок под старую живопись, и во вторых потому, что имеющие быть расходы на исправление живописи будут значительными; за прочность сия новаго исправления они не ручаются и, по мнению их, удобнее вновь сделать живопись, нежели исправлять старую. За сим Синодальная Контора взять на подряд исправление живописи в Мцхетском Соборе вызывала … чрез опубликование в Закавказском Вестнике и Тифлисскую городскую полицию; но ни в назначенныя для того сроки, ни после в Контору никто не являлся. Чиновник за прокурорским столом Надворный Советник Уосеман (?), которому Синодальная Контора 15го Ноября поручила пригласить в Контору недавно прибывшаго из России живописца для предложения ему исправления старой живописи в Мхетском Соборе от 16го прошедшаго Июля донес Конторе, что он приглашал прибывшаго из России живописца из Армян Россепа (??), для предложения ему исправления живописи в Мцхетском Соборе; но он отказался от сей работы по малому знакомству его с древним стилем Греческой иконной живописи. О сем Грузино_Имеретинская Синодальная Контора, донося Святейшаму Синоду, присовокупляет, что за не отысканием местных средств к исправлению древней живописи в Мхетском Соборе, она полагает приступить к исправлению живописи тогда, когда со временем найдутся люди, опытные в древней живописи. О чем и будет донесено Святейшему Синоду. По справке оказалось: Святейший Синод, признавая основательным представление на усмотрение онаго, в Октябре 1843 года, Грузино-Имеретинскою Синодальною Конторою мнения, об осталении в Мцхетском Соборе древней живописи в настоящем ея положении, и исправление для благовидности под общий стиль ея тех мест, которыя пробиты некогда пулями и кинжалами Персидских войск, определением 25 Октября/8 Ноября 1843 года представлял Его Сиятельству Г. Обер-Прокурору Графу Николаю Александровичу Пратасову доложить о сем Государю Императору на Высочайшее благоусмотрение и разрешение и, когда Государь Император высочайше соизволил утвердить это предположение, уведомил о том Грузино-Имеретинскую Контору указом от 8го Декабря 1843го года для зависящих распоряжений к исполнению и донесения Святейшему Синоду о последующем. Приказали: предписать Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, чтобы она для исполнения Высочайше утвержденнаго предположения об исправлении древней живописи в Мцхетском Соборе не оставляла приискивать искусных в том деле художников; дабы в последствии, чрез совершенное повреждение означенной живописи, не лишиться вовсе возможности исправить ее. О чем и послать Конторе указ; а Канцелярию Обер-Прокурора Святейшаго Синода, передать для сведения о том, выписку из сего журнала.

Верно: Секретарь Н. Осеченский (??)

11 Октября 1847

Читал Помощник Секретаря Т. Смирнов

_______________________________

В сем деле нумерованных листов одиннадцать

Начальник Отделения Франк

Столоначальник Воскресенский

_______________________________

P.S. Вот как Мцхетский собор выглядит в наши дни:

 

//Орфография и пунктуация оригинала сохранены

При копировании обязательна ссылка на Фонд поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание»

Подробнее о фонде Бета-версия