ГЛАВНАЯ МЕДИАТЕКА НОВОСТИ КАБИНЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Войти Регистрация

«Работа с информацией: практическое руководство» (теоретическое обоснование)


Основная задача связи состоит в том, чтобы в одном месте 

воспроизвести, точно или приблизительно, сообщение, 

отправленное из другой точки. Часто сообщение имеет некое 

значение /Клод Шеннон, 1948/

Проблематика вопроса 

Особенности обработки мозгом информации состоят в том, что в момент восприятия информации – она не воспринимается как часть уникального фрагмента реальности, а сразу же автоматически встраивается в своеобразный «поток» мысли, в «историю»(1) об объекте или реальности. При этом тоже автоматически используются различные ментальные схемы(2), что позволяет человеку ощущать происходящее, как единый процесс реальности(3), то есть по своему усмотрению конструировать дополнительные элементы своей  внутренний истории.

В нашем исследовании под словом история(4) мы понимаем представление (с помощью словесных, цифровых и визуальных данных) субъективной модели понимания реального объективного события.

Принципы формирование модели понимания реальности имеют непосредственное отношение к процессу познания как таковому.

Модель понимания каждого человека имеет вариабельную составляющую. При этом учет некоторых системных принципов в работе с информацией позволяет создавать из «свалки» фактов причинно-следственные системы понимания происходящего, которые могут помогать объединять наиболее жизнеспособные информационные версии происходящего, а также вычленять ложные и сомнительные информационные версии в силу их несоответствия возможностям реализации в системных моделях описания реальности. По сути, с помощью проведения осознанных операций с информацией можно увеличивать познавательный ресурс человека.

Допущения, которые нами делаются при работе с информацией, следующие:

1. В окружающем мире явления и события имеют взаимосвязи разной силы и значения, которые осознаются человеком посредством  информации, организованной разными способами;

2. Неочевидные связи могут иметь большое значение для развития системы в целом, как и неочевидные информационные следы, могут иметь большое значение для понимания реальности;

3. Современная система научного поиска лежит в области намеренной и ненамеренной фальсификации(5) данных.

 

Сноски:

1 Как показали нейроисследования в различных лабораториях:  «истории» - это естественный режим работы мозга («Нейроменеджмент» Ч.Джейкобс )

2 Которые будут рассмотрены ниже.

3 Что не соответствует действительности хотя бы потому, что человек при восприятии визуальной информации постоянно формирует свой «гештальт восприятия», который зависит от множества постоянно меняющихся во времени  факторов, что обеспечивает постоянно иное восприятие мира, хотя воспринимаемые объекты мира не имеют тенденции изменяться в зависимости от воображения.

4 И уходим от академического описания  «истории» как науки изучающей прошлое человеческого общества во всей его  конкретности и многообразии, и как некого рассказа о чем-либо.

5 По К.Попперу это некая «прагматическая вера в научные результаты» и «потребность в закономерности», которая заставляет находить закономерности, даже там где их нет [Поппер, с. 33], что фальсифицирует данные автоматически.

 

Подробнее о фонде Бета-версия